|АКБ-МИР|

Совместно с генератором автомобильный аккумулятор - важная часть электрооборудования практически любого транспортного средства, работающего на жидком топливе. Вот ряд функция АКБ (аккумуляторной батареи):

1) Единственный источник энергии для стартера во время запуска двигателя.

2) Единственный источник энергии для ее потребителей (магнитола, печка, свет фар и т.д.) при выключенном двигателе.

3) Дополнительный источник энергии для ее потребителей при заведенном двигателе и работающем генераторе.

При заведенном двигателе функция аккумулятора больше вспомогательная, он помогает сглаживать резкие колебания тока во время того, как в цепь включаются потребители, требующие большого напряжения.

Устройство автомобильного аккумулятора

В легковых и грузовых автомобилях применяют свинцово-кислотные аккумуляторы. Технология производства батарей постоянно совершенствуется, поэтому совершенствуется и конструкция.

 

 

  1. положительная решетка (электрод);
  2. положительная пластина;
  3. набор положительных пластин;
  4. отверстие системы центральной вентиляции;
  5. крышка;
  6. полюсный вывод;
  7. корпус-моноблок;
  8. крепежный выступ;
  9. блок пластин;
  10. набор отрицательных пластин;
  11. отрицательная пластина;
  12. отрицательная решетка (электрод);
  13. положительная пластина с сепаратором

Каждое такое устройство, а аккумуляторная батарея - есть довольно сложное устройство, состоит из шести последовательно соединенных аккумулирующих энергию образований. Каждое такое образование состоит из отрицательно заряженных и положительно заряженных электродов. Изоляцию между ними обеспечивает пластмассовый сепаратор. Корпус батареи делают из пластика, который не проводит электричество и устойчив к воздействию электролита.

Электроды делают из сплава свинца и кальция. Такой винегрет позволяет понизить саморазряд батареи на очень низкий уровень. В среднем это, на таких аккумах – разряд на 50% за 18 месяцев (потрясающий результат). Вода у таких устройств также расходуется крайне медленно – 1гАЧ. В результате в промышленности появился новый вид батарей – необслуживаемые. Такие батареи не нужно обслуживать – добавлять воду и т.д. Да и просто нет отверстий, через которые такие процедуры можно было бы выполнить.

Иногда вы можете встретить так называемую гибридную аккумуляторную батарею. В ней отрицательные электроды делают свинцово-кальциевыми. А положительные – свинцово-сурмяными. Расход воды здесь выше раза в два, чем в предыдущих батарейках, но они также необслуживаемые.

Некоторые производители добавляют в состав электродов серебро или олово – для повышения к коррозостойкости.

Все электроды аккумулирующих энергию устройств делают решетчатыми. Решетку для отрицательных электродов делают путем просечки свинцового листа с последующей растяжкой. Положительно-заряженные электроды делают по другим технологиям. Как пример простых технологий - вертикальные жилки стягиваются к ушку электрода или жилки электродов расположены в шахматном порядке.

Обволакивает электроды слой активной массы. Диоксид свинца обволакивает положительные электроды, а свинец – отрицательные.

Все электроды находятся в электролите. Электролит представляет собой раствор серной кислоты, плотность которой тем выше, чем выше заряд батареи. Вот в этом месте можно разделить аккумуляторы на два подвида: с электролитом, который пропитывается специальный материал (гелем) или жидким электролитом.

Верхом аккумуляторного олимпа считаются аккумы AGM. Они специально предназначены для новых автомобилей с высоким количеством лошадиных сил и с повышенными требованиями к пусковому току, току саморазряда и долговечности. Это пример, как раз, аккумуляторов с электролитом, который пропитывает специальное вещество внутри батареи.

Между AGM и аккумами с жидким электролитом особняком стоят батареи, произведенные по технологии EFB. Это так называемая технология влажного электрода. Залит жидкий электролит, но сами электроды покрыты специальной пленкой, которая удерживает заряд.

И лишь высокая цена AGM и EFB аккумуляторов не позволяет им полностью вытеснить с рынка свинцово-кальциевые батарейки для автомобилей.

В автомобильных аккумуляторах имеется специальная система вентиляции, которая позволяет выходить газам при зарядке батарей. Т.к. зарядка всегда сопровождается выделением газообразных веществ. Каждый аккумулятор в батареи имеет канал для вывода газов, а благодаря клапанной системе – устройство полностью герметично и газы выходят лишь тогда, когда они избыточны. Выходят лишь ненужные газы. Кислород же и водород всегда остаются в системе, т.к. они необходимы для химических процессов в устройстве.

Некоторые компании-производители снабжают свои батареи лабиринтной системой вентиляции, которая позволяет выходить газам и задерживаться жидкости, необходимой для осуществления внутри химических процессов. Также многие ставят пламегаситель, который не дает воспламенившимся газам проникнуть внутрь.

К электросети автомобиля батарею подсоединяют с помощью специальных выводов (клемм). Делают их обычно из свинца. Положительная клемма всегда толще отрицательной. Это для того, чтобы исключить ошибку при подключении. Бывает два вида полярностей (взаимного расположение положительной и отрицательной клемм) – прямая и обратная. При прямой полярности плюсовая клемма находится слева. При обратной – справа.

Большинство аккумуляторных автомобильных батарей оборудуют специальным индикатором заряда. Если он окрашен в зеленый цвет, то батарея заряжена, если в черный – заряд низкий, если цвет красный, то батарея разряжена.

В автомобилях аккумуляторы крепят с помощью специального крепления, которое предупреждает его опрокидывание, разлив электролита и повреждение самой батареи и автомобиля батареей. Крепление бывает нижнее (специальная лапка) и верхнее (планка). Часто, если АКБ находится в салоне автомобиля или в багажнике, то его оснащают автоматическим размыкателем цепи, чтобы избежать пожара при аварийной ситуации.

Как работает аккумуляторная батарея?

Принцип работы АКБ (аккумуляторных батарей) прост – преобразование химической энергии в электрическую при разряде и преобразование электрической энергии в химическую при заряде. И эти процесс цикличны. Количество циклов заряда-разряда хоть и велико, но имеет конечное значение, которое обозначает ресурс АКБ.

Когда мы подключаем потребители энергии – начинается процесс разряда, при этом выделяется сульфат свинца и вода, плотность электролита постепенно становится меньше.

Заряд происходит тогда, когда двигатель автомобиля заведен (с помощью генератора) или при помощи специального зарядного устройства. В это время плотность электролита постепенно увеличивается. А сульфат свинца и вода преобразуются в свинец.

Слишком низкое напряжение заряда АКБ приводит к неполной зарядке, что снижает ресурс устройства. Слишком высокое напряжение – приводит к слишком сильному разложению воды. Поэтому тут вывод – напряжение заряда должно быть оптимальным.

Работа аккумулирующих энергию устройств сильно зависит от температуры окружающей среды. Низкая температура окружающей среды (зимой) ухудшает характеристики пускового тока и возможностей по отдаче энергии потребителям. Высокая температура воздуха (летом) увеличивает энергоотдачу батареи, но и увеличивается коррозия электродов.

Если от АКБ отключить все потребители, то работать АКБ не перестанет, процесс саморазряда продолжается. И чем выше температура окружающего воздуха, тем выше саморазряд.

В среднем, современные аккумуляторы служат примерно 4-5 лет – эта величина сильно зависит от режима эксплуатации. Технологии здесь не стоят на месте и постоянно внедряется что-то новое: технология AGM, использование двух АКБ в автомобиле, регулировка подключения потребителей и т.д.

Основные параметры АКБ

Все параметры имеются на маркировке батареи.

1)      Емкость. Эта величина характеризует отдаваемую энергию батареи при 20-часовом ее разряде. Мерят ее в Ампер-час. Еще важной величиной является так называемая резервная емкость, эта величина, которая позволяет аккумулятору нести на себе нагрузку за все системы автомобиля при неработающем генераторе. Как правило она равна примерно полутора часам.

2)      Номинальное напряжение. Как правило, автомобильный аккумулятор имеет номинальное напряжение в 12В.

3)      Ток холодной прокрутки. Показательная величина, характеризующая ток прокрутки во время завода двигателя. Представляет собой величину тока, который батарея способна отдать при температуре -18оС в течение 10 с напряжением не менее 7,5 В. Чем выше эта величина, тем лучше.

О необходимости вторичной переработки аккумуляторов.

|АКБ-МИР| Тел.:8(4012)708-333