|АКБ-МИР|

Почти в каждой статье на нашем сайте мы упоминаем о таком важном (наверное, самом важном) параметре автомобильного аккумулятора, как ёмкость. Это первое – на что нужно обращать внимание при выборе новой батареи для своего автомобиля. Такие параметры, как габариты АКБ, полярность и т.д. – важны также, безусловно. Но на ёмкость, все-таки, нужно обращать первое свое внимание. Ведь если взять батарею с недостаточной для вашего авто емкостью, то проблемы при эксплуатации возникнут чуть ли не в первые дни работы устройства. Для этого не нужно будет даже дожидаться первой зимы. Поэтому этот параметр мы решили разобрать подробнее.

Какие основные характеристики аккумулятора?

Вот они:

1)      Саморазряд;

2)      Масса;

3)      Срок хранения;

4)      Электродвижущая сила;

5)      Срок эксплуатации;

6)      Ток холодной прокрутки;

7)      Степень заряженности;

8)      Ёмкость;

9)      Полярность;

10)  Типоразмер;

Но вы не смотрите на то, что емкость у нас здесь лишь на восьмой строчке. Характеристики здесь расставлены не в порядке их важности. Ключевой хар-ой является именно емкость батареи. Единица измерения – Ач (ампер-часы).

Итак – ее величество ЕМКОСТЬ!

На каждом аккумуляторе значение его емкости написано самым большим шрифтом. Чуть меньший шрифт, как правило, имеет значение пускового тока. Что же характеризует этот параметр? Величину тока разряда аккумулятора до конечного напряжения 10,7 вольт.

К примеру. Имеем аккум 60 ач. Так вот. Данная батарея сможет выдавать ток в 60/20=3 А на протяжении 20 часов. А через 20 часов напряжение между клеммами не должно быть менее 10,7 вольт. Есть только один момент – обратная зависимость не работает. Т.е. аккумулятор не сможет выдавать 60 А в течении часа.

Все работает по формуле Пейкерта:

Cp = Ik * t, где

Cp — ёмкость аккумулятора,

k — коэффициент Пейкерта,(для автомобильных аккумуляторов равен 1,15─1,35)

t – время.

А вот и формула ёмкости АКБ при любом значении тока разряда:

E =En( In/I){p-1}, где

En — номинальная ёмкость АКБ,

Е – реальная ёмкость аккумулятора,

In номинальное значение разрядного тока, при котором установлена номинальная ёмкость. Ток в цикле 10 или 20 часов. Как правило, это 9 процентов от En.

Все эти формулы – для номинальной ёмкости батареи. Но есть и такое понятие, как резервная ёмкость. Номинальная показывает значение при низком токе разряда. А резервная емкость дает нам представление о том – насколько хватит аккумулятора при выходе из строя генератора. Ток разряда устанавливают равным 25 А (включено освещение и то количество энергии, которое необходимо для работы двигателя). Как правило такую емкость на этикетке указывают в минутах (если указывают).  

Номинальная же емкость батареи получается в результате определенных технологических характеристик элемента питания. То, в каком режиме АКБ эксплуатируется – также влияет на этот параметр. На номинальную ёмкость сильнее всего влияет толщина пластин, их геометрия, состав электролита и активной массы, ее пористость. Немаловажные характеристики – температура электролита и величина тока разряда.

Вот формула эффективности работы аккума:

Q = (Ep/Eo) * 100%, где

Ep – ёмкость АКБ, рассчитанная при разряде, А-ч,

Eo – значение, рассчитанное на основе его электрохимических параметров, А-ч.

Закон Фарадея говорит о том, что, чтобы получить ёмкости 1 А-ч, в теории требуется 3,865 грамма Pb, 4,462 грамма PbO2 и 3,659 грамм H2SO4. В сумме получается около 11,986 грамм на 1 А-ч.

Но в жизни таких идеальных результатом не бывает. Как правило, половина активной массы в процессе образования емкости не участвует.

Также не нужно забывать, что электролит из себя представляет не чистой воды серную кислоту, а это раствор с водой, где серной кислоты примерно треть. Потому здесь не все так просто, как могло бы показаться.

Многие автовладельцы, после покупки нового аккумулятора – задумываются: «А насколько реальная номинальная ёмкость указана на этикетке батареи?». В принципе, замерить реальное значение можно, вполне, и своими силами. Для этого нужно собрать простенькую схему, в которой имеется амперметр, вольтметр и резистор.

Вот формула, по которой вычисляют сопротивление резистора:

R = U/I, где

Здесь U – напряжение батареи,

I – ток разряда.

Для того, чтобы аккумулятор разряжался – нужен потребитель. Как правило, на его роль выбирают обычную автомобильную лампочку. Мерим амперметром ток разряда, вольтметром – отмечаем падение напряжения до 10,7 вольт (засекая время). Подставляем значения в формулу, которая дана выше и выясняем реальную емкость.

Ниже мы даем таблицу соответствия мощности двигателя и необходимой емкости аккумулятора, который Вы будете покупать на автомобиль с данным двигателем:

     

Ёмкость аккумулятора, А-ч

Транспортное средство

Объем двигателя, л

55

легковые автомобили

1 - 1,6

60

легковые автомобили

1,3 - 1,9

66

легковые автомобили (кроссоверы, внедорожники)

1,4 - 2,3

77

грузовые автомобили малой грузоподъемности

1,6 - 3,2

90

грузовые автомобили средней грузоподъемности

1,9 - 4,5

140

грузовые автомобили

3,8 - 10,9

190

спецтехника (экскаваторы, бульдозеры)

7,2 - 12

200

грузовые автомобили (фуры, автопоезда)

7,5 - 17

Если у вашего автомобиля стоят внештатные потребители тока (например – усилитель, регистратор, навигатор, обогрев сидений и т.д.) и если у вас дизельный двигатель, то необходимо ставить аккумулятор с ёмкостью, выше, указанной в этой таблице на 25%.

Но даже, если причин, указанных выше, для покупки аккумулятора бОльшей ёмкости у вас нет, то небольшой запас в ёмкости никогда не повредит и всегда поможет завести машину зимой. Согласно исследованиям – понижение температуры воздуха на каждые 1 градус от 20 градусов тепла уменьшает емкость АКБ примерно на 1 ач.

|АКБ-МИР| Тел.:8(4012)708-333