|АКБ-МИР|

Как правило, все проблемы с аккумулятором в автомобиле начинают вылезать с наступлением ночных заморозков. Покрытая инеем машина, грустный владелец, стоящий у открытого капота, попытки завести машину – как часто мы это наблюдаем во дворах Калининграда.

А ведь еще пару месяцев назад аккумулятор не вызывал никакой головной боли. Машина с легкостью заводилась, стартер вращался как сумасшедший. Что же такое произошло, что вдруг дела стали не очень? Почему пусковой ток скатился до таких низких значений?

Если дошло до этого, то Вам нужно читать статью "Какой выбрать новый аккумулятор?".

Для того, чтобы ответить на эти вопросы – давайте повторим принцип работы аккумуляторной батареи – вспомним – откуда возникает ток, гонимый напряжением?

Практически любой АКБ – набор шести самостоятельных элементов питания с напряжением в 2,1 вольта. Все они соединены последовательно, что дает общее напряжение в 12,6 вольта.

Работа аккума – это химический процесс, который вызывает электрическое напряжение в цепи устройства, за счет химреакции между двумя видами металла (между свинцом (-) и диоксидом свинца(+)). Реакция происходит в электролите – в растворе серной кислоты.

При подключении потребителей (например, при включении магнитолы) к АКБ – химические реакции внутри начинают работать на отдачу энергии, которую он успел накопить. Происходит разрядка элемента питания.

При такой разрядке происходит химическая реакция превращения активной массы отрицательных и положительных пластин (катода и анода) в вещество под названием «сульфат свинца». В это время из электролита уходит серная кислота, которая преобразовывается в воду и сульфат свинца. В результате плотность электролита становится меньше, а его уровень понижается.

Но вот мы запустили двигатель, или поставили аккумулятор на зарядку, и внутри нашего элемента питания для автомобиля начинает происходить обратная реакция - сульфат свинца распадается, восстанавливая анод и катод, и концентрация серной кислоты в электролите растет, что знаменует повышение его уровня и плотности.

Оба эти процесса – зарядка и разрядка – происходят внутри АКБ постоянно, часто – одновременно или попеременно. Внутри протекают еще порядка 10 видов химической реакции, но в этой статье речь не о них. О них можно будет поговорить тогда, когда речь пойдет о саморазряде батареи.

Вот мы и добрались до сути вопроса, рассматриваемого в этой статье. Коль уж эти два процесса заряда и разряда протекают непрерывно, то почему же случается так, что батарея не способна даже покрутить стартером? Причин, которые приводят к такому исходу может быть большое количество. 90% из них связаны с неправильно эксплуатацией автомобильной аккумуляторной батареи.

Самая часто случающаяся причина – постоянный недозаряд батареи. Чаще всего это происходит при слишком малом расстоянии, которое проезжает автомобиль в день. Скажем, автовладельцу ехать дол работы всего 1 км. Вот они и проезжает 2 км в день и на этом его путешествия на железном коне заканчиваются. Естественно, за это время генератор не успевает зарядить полностью элемент питания, который, в свой очередь, за время простоя, за счет токов утечки и саморазряда, успевает разряжаться быстрее, чем его заряжает генератор во время коротких пробежек.

При этом нужно понимать, что для того, чтобы завести машину – нужно не очень много энергии. В среднем на это уходит около 2% от номинальной емкости элемента питания. Но, как только хотя бы на 2% разрядилась батарея – тут же в работу подключается генератор, который начинает заряжать аккум. Но сам заряд начинается только тогда, когда температура электролита поднимется выше нуля градусов. И процесс заряда, как мы уже писали – не мгновенный. Он занимает время.

Вот и выходит, что, проезжая в день менее 1 км, особенно зимой – аккумулятор будет постоянно не дозаряжаться. И недозаряженность будет постоянно увеличиваться, т.к. АКБ просто не будет получать заряда. В результате – батарея, может случиться так, станет разряженной почти в ноль. Отсюда и проблемы с заводом мотора по утрам. Постоянный недозаряд очень плохо сказывается на долговечности батареи. Устранить эту проблему можно будет только зарядкой с помощью зарядного устройства.  

Еще одна причина такого исхода – долгое вращение стартером на морозе. Не рекомендуем крутить стартер дольше 15 секунд. При сильной нагрузке на АКБ (во время запуска двигателя) – в процессе отдачи энергии участвует не весь электролит, а лишь та его часть, которая непосредственно соприкасается с пластинами. Поэтому, после очередной попытки завести – нужно дать электролиту перемешаться, чтобы выровнялась его плотность по всему объему. Рекомендуем делать перерывы в 30 секунд для этого.

Именно коробление пластин может вызвать долгая и непрерывная нагрузка на аккумулятор длительным вращением стартера. В результате аккум придет в негодность. А если это еще и приведет к глубокой разрядке, то в этом случае начнется необратимый процесс сульфатации пластин. Потому такое аккумулирующее энергию устройство нужно срочно ставить на зарядку.

Короткое замыкание также приводит к осыпанию пластин. Это может случиться, например, если случайно положить ключ одновременно на плюсовую клемму и на корпус автомобиля.

Мы рассмотрели одну причину. Вторая причина такого нехорошего поведения аккумулятора – низкий уровень электролита. Низкий он может быть или в одной банке, или сразу во всех. А раз он низкий, то он не полностью покрывает пластины. И в причинах ухода жидкости нужно тщательно разбираться.

Когда понижается уровень электролита?

1)      Аккумулятор треснул

2)      Произошел глубокий разряд АКБ

3)      Испарение воды (не для Калининграда, у нас так жарко не бывает).

Низкий уровень электролита плох для батареи. Потому нужно постоянно следить за ним. Если трещин в корпусе нет, то остается одно – подлить воды внутрь. Это если у вас обслуживаемая батарея. После чего ее нужно зарядить (восстановить плотность электролита).

Так чем же плох низкий уровень электролита?

Как правило – понижение уровня жидкости говорит о разряде. Это значит – снизилась плотность электролита. Проверить это можно специальным прибором – ареометром.

При разряде происходит выделение сульфата свинца. А если АКБ находится  в разряженном состоянии долгое время, то это вещество оседает на пластинах в виде кристаллов, которые потом мешают нормально работе аккумулятора. И этот процесс необратим. Часть площадей поверхностей пластин навсегда исключаются из работы устройства. Что неминуемо приводит к уменьшению общей плотности гальванического элемента. И название этому процессу сульфатация пластин.

Главным признаком этого процесса является быстрый разряд батарейки при подключении потребителей и быстрый заряд при подключении зарядного устройства. Это говорит о том, что батарею пора менять.

При низком уровне электролита – часть пластин, которая находится на воздухе – просто изолируется от химических процессов. Соответственно – емкость батареи сильно снижается.

Понижение уровня может быть и следствие высокого уровня заряда, его высокого напряжения – со стороны генератора. Если генератор выдает слишком высокий ток заряда, то электролит начинает кипеть и выкипать. Уровень его снижается. На выходе генератора должно быть 13,7 — 14,1 вольт. Только в этом промежутке.

И последняя вещь, сильно влияющая на работоспособность АКБ – его саморазряд. Это такой процесс, который происходит в аккумуляторе всегда. Во время эксплуатации, во время хранения и даже – во время его зарядки. С этим процессом невозможно бороться. Его можно только максимально замедлить. А для этого элемент питания всегда держите в полной чистоте. Окисшие клеммы вовремя нужно зачищать.

Вот мы и рассказали о самых главных причинах плохой работы автомобильного аккумулятора. Главное – постоянно следить за его работой и вовремя проводить профилактику.

|АКБ-МИР| Тел.:8(4012)708-333